Сохранение исторической памяти через систему развития школьных музеев Российской Федерации для образовательной, просветительской, воспитательной работы с молодым поколением является сегодня поистине неисчерпаемым ресурсом.
Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.
Музей является школой вещей, школой визуального, пространственного восприятия, где усваивается язык вещей, постигаются их культурные значения и факт их рукотворности. Музей и школа похожи в одном: оба являются своего рода общественным и культурным учреждением.Музей способен дать человеку то, чего не могут обеспечить ни школа, ни книга, ни другие новейшие достижения цивилизации, – опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности.